black_konstansa: (Default)
[personal profile] black_konstansa
Портрет Фюзели.
Джеймс Норткот.

Генри Фюзели (1741— 1825) (нем. Johann Heinrich Füssli, англ. Henry Fuseli) -швейцарский и английский живописец, график, историк и теоретик искусства, приведший пуританскую Королевскую Академию в полуобморочное состояние.

"Shockingly mad, mad than ever, quite mad."(с)
"Шокирующе безумен, безумнее, чем кто-либо, совершенно безумен." Горацио Уолпол, писатель и меценат.


Генри Фюзели (Фюссли) (1741-1825) родился в Цюрихе, жил в Германии, учился в Италии, работал и умер в Лондоне. Отец его был профессиональным художником-портретистом, но сына готовил к духовной карьере. С 10 лет Генри уже неплохо рисовал и достаточно хорошо разбирался в искусстве. В 1762 году вместе с Каспаром Лаватером (автором физиогномики) Фюссли издает брошюру, направленную против смотрителя цюрихского магистрата, и в результате вынужденно становится политическим эмигрантом. В 21 год он едет в Германию, затем ненадолго в Париж, где знакомится с Руссо, и далее в Лондон. В 27 лет отправляется учиться в Италию, чтобы стать художником. После восьми лет обучения в 1788 году становится членом Королевской Академии художеств, в 1804 - Хранителем Академии.

Фюсли, много ранее Фрейда, поднял в своем искусстве тему сновидения, кошмара и насилия. Вот эта репродукция картины Фюзели "Ночной кошмар" украшала приемную знаменитого психиатра.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/56/John_Henry_Fuseli_-_The_Nightmare.JPG/741px-John_Henry_Fuseli_-_The_Nightmare.JPG
The Nightmare. Ночной кошмар.


Фюзели написал четыре варианта "Ночного кошмара". Один из них хранится в музее Гёте во Франкфурте-на-Майне, другой в Институте искусств в Детройте. Хотя картины написаны не по какому-то конкретному произведению, очевидно, что в их основе лежат истории о призраках и привидениях из английской литературы.

Фигура спящей, а возможно лежащей в обмороке женщины, удлинена и изогнута. Фюзели намеренно написал её именно так, чтобы показать тяжесть сидящего на ее груди инкуба — воплощения кошмаров и бессознательных страхов. Между штор видна голова слепой лошади, как отражение образов демонизма позднего французского романтизма.

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/fussli04.jpg
Ночной кошмар.

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/Release.jpg
The Incubus Leaving Two Sleeping Women. 1793. После ночного кошмара.
Женщины приходит в себя после встречи с инфернальным любовником, вылетающим в окно на лошади.


По словам Хораса Уолпола, Фюзели был поразительно безумен, безумен как никогда, безумен целиком и полностью.

Близкий друг Фюзелли Томас Коутс так описывал его характер: "Он не любил некоторых людей и при их появлении убегал в угол комнаты. Я слышал, Руссо обладал такой же склонностью. Фюсли так хорошо знал все произведения Шекспира, что мог воспроизвести по случаю любое нужное место. Но его талант имел такого же рода искажения, как и его ум, и отражается во многих его картинах".

Ученик Фюсли Бенджамин Хэйдон: "Я восхищался его воображением и наблюдал за его манерным творческим стилем. Он обладал всеми сторонами эфирного гения, но у него не хватало земной силы, чтобы выразить свои идеалы естественно. Он представлял гротескную смесь литературы, искусства, скептицизма, бестактности, невежества и доброты. Он разрушал слабые умы, которые принимали его остроумие за разум, бестактность – за воспитанность, богохульство – за мужественность, неверие – за силу ума".

Но самое веское слово о таланте художника сказала его жена. Она уничтожила более 100 его рисунков "за их непристойное содержание".

55.69 КБ
Портрет Мадам Фюссли. 1790. (c)


Границы художественных интересов Фюзели во многом определило влияние Шекспира. Эротические подтексты, завуалировано присутствующие в шекспировских пьесах, Фюсли переносит сначала в свои иллюстрации ("Макбет" и "Сон в летнюю ночь"), а затем на порнографические рисунки.

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/LadyMacbeth.jpg
Леди Макбет.

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/LadyMacbethwiththeDaggers.jpg
Леди Макбет с кинжалами.

http://2.bp.blogspot.com/_LIu5sx3882I/TNdGqnIBFWI/AAAAAAAAHhg/1GteVhl5irU/s1600/queen+katherines+dream_large.jpg
Queen Katherine's Dream exhibited. 1781.
Шекспировская сцена. Королева Katherine на смертном одре.
Кэтрин Арагонская (1485-1536) жена Генриха VIII до его женитьбя на Анне Болейн.


Вряд ли Фюсли был безбожником, скорее он был деистом, как Руссо. Изображая в сценах к мильтоновскому раю некое Божество, он подчеркивал, что "лишь христиане могут признавать его Христом". Иллюстрация Фюсли к "Потерянному раю" Мильтона была выставлена в Королевской Академии в 1780 году и сделала его знаменитым.

"Ощущение огромной физической драмы передано живо и сильно. Следует воздать должное исполненности проекта, но рисунок во всех отношениях выполнен неправильно, все правила вопиюще нарушены, краски невыносимы и неестественны. Тем не менее, налицо все черты гениальности и изощренности воображения в изображении Сатаны и Ithuriel". (The London Courant, 3 May 1780)

"Что-то явно неладно с пропорциями конечностей Сатаны... Однако порясает!" (The St. James’s Chronicle, 9 May 1780).

http://www.tate.org.uk/britain/exhibitions/gothicnightmares/images/infocus/satanspear_lg.jpg
Satan Starting from the Touch of Ithuriel's Spear. 1779.


Вряд ли Фюзели можно назвать и женоненавистником. Хотя женщины в его творчестве предстают безжалостными обольстительницами, возбужденными и доминирующими, со сценами женского насилия над мужским телом. Судя по множественным эротическим рисункам, его преследует тема кастрации.
Повлияла ли на его эротические фантазии мадам Фюсли?...
Говорят, в молодости Фюсли любил другую девушку, но не смог на ней жениться. Возможно, часть его личных переживаний перешла на полотна с эротическими кошмарами. Но даже если предположить наличие философских основ в его эротической графике, женщина для Фюссли – это пол, плоть и воплощение рока.


http://i082.radikal.ru/1011/24/2b5c87a75b4d.jpg

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/TheNight-HagVisitingLaplandWitches.jpg
Визит ведьмы. 1796.

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/Mad_Kate.jpg
Безумная Кейт. 1807.

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/TitaniaAwakening.jpg
The Night-Hag Visiting Lapland Witches. 1796. The Metropolitan Museum of Art.

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/TitaniaandBottom.jpg
Titania and Bottom circa. 1790.

Титания и основа. Фрагменты.

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/bottom_beauty_lg.jpg

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/bottom_titania_lg.jpg

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/bottom_fairies_lg-1.jpg

Пробуждение Титании. Фрагменты.
http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/awakening_evilfairies_lg.jpg

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/awakening_goodfairies_lg.jpg


Чем больше разглядываешь лица, тем становится страшнее. Такое ощущение, что смотришь прямо в Ад...

А где происходят вот эти сцены? Почему у девушки на шее ошейник? Почему у другой шляпка надета задом наперед? Эти картину часто сравнивают с романами де Сада, предполагая что это сцена из борделя, а девушка - только что принятая новая проститутка. Впрочем, одна из картин носит название "Дебютантка".

http://3.bp.blogspot.com/_LIu5sx3882I/TNdGPDMqUCI/AAAAAAAAHgQ/8O9xgnIrH4k/s1600/courtesanelaborateheaddress_large.jpg

http://lh3.ggpht.com/banshee206/SIoitfi_8GI/AAAAAAAAE5Y/C5y6myTnN60/s800/debutante.jpg
Дебютантка.

http://farm5.static.flickr.com/4147/4992039799_65b5501c33.jpg
Two Courtesans with fantastic Hair-styles and Hats. 1796-1800


Эротические рисунки Фюсли не просто открыто изображают половые органы, но и воспроизводят соответствующую символику. Часто под фаллосы и вагины стилизованы элементы декора или отдельные элементы (одна из куртизанок, та что с пером, изображена с прической, композиционно выстроенной как образ вагины).

И вот такая эротика. БДСМ в первую брачную ночь... острые предметы в рруках... как-то жутковато...

http://4.bp.blogspot.com/_LIu5sx3882I/TNdGRCg8y1I/AAAAAAAAHgY/1id3nSsamjw/s1600/eroticscenemanthreewomen_large.jpg
"Erotic Scene with a man and three women".

http://3.bp.blogspot.com/_LIu5sx3882I/TNdGb4_GXlI/AAAAAAAAHhA/afr-AP8KnhU/s1600/hephaestus_large.jpg

http://2.bp.blogspot.com/_LIu5sx3882I/TNdGUcxJXXI/AAAAAAAAHgo/FdqM3fQnZPg/s1600/Henry_Fuseli-464px-Johann_Heinrich_Fussli_047.jpg
Kriemhilde and Gunther. 1807.

http://4.bp.blogspot.com/_LIu5sx3882I/TNdGONEzoZI/AAAAAAAAHgM/kMAQDMu22Iw/s1600/brunhildguntherceiling_large.jpg
"Brunhild Watching Gunther Suspended from the Ceiling on their Wedding Night"

http://lh3.ggpht.com/banshee206/SIoi7PwkITI/AAAAAAAAE5w/h8QcL4u3SZw/s800/womantorturingsmallman_large.jpg


Использовала материал отсюда В.Шестаков "Генри Фюзели: дневные мечты и ночные кошмары". 2002.
Вот еще хорошая подборка его кошмаров.
На пост меня подбила [livejournal.com profile] angelinprada. Еще про Фелисьна Ропса жди, дорогая) тоже чудовище еще то...
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

black_konstansa: (Default)
black_konstansa

February 2013

S M T W T F S
     12
3456789
1011 1213141516
17181920212223
2425262728  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags