black_konstansa: (Default)
[personal profile] black_konstansa
Портрет Фюзели.
Джеймс Норткот.

Генри Фюзели (1741— 1825) (нем. Johann Heinrich Füssli, англ. Henry Fuseli) -швейцарский и английский живописец, график, историк и теоретик искусства, приведший пуританскую Королевскую Академию в полуобморочное состояние.

"Shockingly mad, mad than ever, quite mad."(с)
"Шокирующе безумен, безумнее, чем кто-либо, совершенно безумен." Горацио Уолпол, писатель и меценат.


Генри Фюзели (Фюссли) (1741-1825) родился в Цюрихе, жил в Германии, учился в Италии, работал и умер в Лондоне. Отец его был профессиональным художником-портретистом, но сына готовил к духовной карьере. С 10 лет Генри уже неплохо рисовал и достаточно хорошо разбирался в искусстве. В 1762 году вместе с Каспаром Лаватером (автором физиогномики) Фюссли издает брошюру, направленную против смотрителя цюрихского магистрата, и в результате вынужденно становится политическим эмигрантом. В 21 год он едет в Германию, затем ненадолго в Париж, где знакомится с Руссо, и далее в Лондон. В 27 лет отправляется учиться в Италию, чтобы стать художником. После восьми лет обучения в 1788 году становится членом Королевской Академии художеств, в 1804 - Хранителем Академии.

Фюсли, много ранее Фрейда, поднял в своем искусстве тему сновидения, кошмара и насилия. Вот эта репродукция картины Фюзели "Ночной кошмар" украшала приемную знаменитого психиатра.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/56/John_Henry_Fuseli_-_The_Nightmare.JPG/741px-John_Henry_Fuseli_-_The_Nightmare.JPG
The Nightmare. Ночной кошмар.


Фюзели написал четыре варианта "Ночного кошмара". Один из них хранится в музее Гёте во Франкфурте-на-Майне, другой в Институте искусств в Детройте. Хотя картины написаны не по какому-то конкретному произведению, очевидно, что в их основе лежат истории о призраках и привидениях из английской литературы.

Фигура спящей, а возможно лежащей в обмороке женщины, удлинена и изогнута. Фюзели намеренно написал её именно так, чтобы показать тяжесть сидящего на ее груди инкуба — воплощения кошмаров и бессознательных страхов. Между штор видна голова слепой лошади, как отражение образов демонизма позднего французского романтизма.

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/fussli04.jpg
Ночной кошмар.

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/Release.jpg
The Incubus Leaving Two Sleeping Women. 1793. После ночного кошмара.
Женщины приходит в себя после встречи с инфернальным любовником, вылетающим в окно на лошади.


По словам Хораса Уолпола, Фюзели был поразительно безумен, безумен как никогда, безумен целиком и полностью.

Близкий друг Фюзелли Томас Коутс так описывал его характер: "Он не любил некоторых людей и при их появлении убегал в угол комнаты. Я слышал, Руссо обладал такой же склонностью. Фюсли так хорошо знал все произведения Шекспира, что мог воспроизвести по случаю любое нужное место. Но его талант имел такого же рода искажения, как и его ум, и отражается во многих его картинах".

Ученик Фюсли Бенджамин Хэйдон: "Я восхищался его воображением и наблюдал за его манерным творческим стилем. Он обладал всеми сторонами эфирного гения, но у него не хватало земной силы, чтобы выразить свои идеалы естественно. Он представлял гротескную смесь литературы, искусства, скептицизма, бестактности, невежества и доброты. Он разрушал слабые умы, которые принимали его остроумие за разум, бестактность – за воспитанность, богохульство – за мужественность, неверие – за силу ума".

Но самое веское слово о таланте художника сказала его жена. Она уничтожила более 100 его рисунков "за их непристойное содержание".

55.69 КБ
Портрет Мадам Фюссли. 1790. (c)


Границы художественных интересов Фюзели во многом определило влияние Шекспира. Эротические подтексты, завуалировано присутствующие в шекспировских пьесах, Фюсли переносит сначала в свои иллюстрации ("Макбет" и "Сон в летнюю ночь"), а затем на порнографические рисунки.

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/LadyMacbeth.jpg
Леди Макбет.

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/LadyMacbethwiththeDaggers.jpg
Леди Макбет с кинжалами.

http://2.bp.blogspot.com/_LIu5sx3882I/TNdGqnIBFWI/AAAAAAAAHhg/1GteVhl5irU/s1600/queen+katherines+dream_large.jpg
Queen Katherine's Dream exhibited. 1781.
Шекспировская сцена. Королева Katherine на смертном одре.
Кэтрин Арагонская (1485-1536) жена Генриха VIII до его женитьбя на Анне Болейн.


Вряд ли Фюсли был безбожником, скорее он был деистом, как Руссо. Изображая в сценах к мильтоновскому раю некое Божество, он подчеркивал, что "лишь христиане могут признавать его Христом". Иллюстрация Фюсли к "Потерянному раю" Мильтона была выставлена в Королевской Академии в 1780 году и сделала его знаменитым.

"Ощущение огромной физической драмы передано живо и сильно. Следует воздать должное исполненности проекта, но рисунок во всех отношениях выполнен неправильно, все правила вопиюще нарушены, краски невыносимы и неестественны. Тем не менее, налицо все черты гениальности и изощренности воображения в изображении Сатаны и Ithuriel". (The London Courant, 3 May 1780)

"Что-то явно неладно с пропорциями конечностей Сатаны... Однако порясает!" (The St. James’s Chronicle, 9 May 1780).

http://www.tate.org.uk/britain/exhibitions/gothicnightmares/images/infocus/satanspear_lg.jpg
Satan Starting from the Touch of Ithuriel's Spear. 1779.


Вряд ли Фюзели можно назвать и женоненавистником. Хотя женщины в его творчестве предстают безжалостными обольстительницами, возбужденными и доминирующими, со сценами женского насилия над мужским телом. Судя по множественным эротическим рисункам, его преследует тема кастрации.
Повлияла ли на его эротические фантазии мадам Фюсли?...
Говорят, в молодости Фюсли любил другую девушку, но не смог на ней жениться. Возможно, часть его личных переживаний перешла на полотна с эротическими кошмарами. Но даже если предположить наличие философских основ в его эротической графике, женщина для Фюссли – это пол, плоть и воплощение рока.


http://i082.radikal.ru/1011/24/2b5c87a75b4d.jpg

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/TheNight-HagVisitingLaplandWitches.jpg
Визит ведьмы. 1796.

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/Mad_Kate.jpg
Безумная Кейт. 1807.

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/TitaniaAwakening.jpg
The Night-Hag Visiting Lapland Witches. 1796. The Metropolitan Museum of Art.

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/TitaniaandBottom.jpg
Titania and Bottom circa. 1790.

Титания и основа. Фрагменты.

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/bottom_beauty_lg.jpg

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/bottom_titania_lg.jpg

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/bottom_fairies_lg-1.jpg

Пробуждение Титании. Фрагменты.
http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/awakening_evilfairies_lg.jpg

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/awakening_goodfairies_lg.jpg


Чем больше разглядываешь лица, тем становится страшнее. Такое ощущение, что смотришь прямо в Ад...

А где происходят вот эти сцены? Почему у девушки на шее ошейник? Почему у другой шляпка надета задом наперед? Эти картину часто сравнивают с романами де Сада, предполагая что это сцена из борделя, а девушка - только что принятая новая проститутка. Впрочем, одна из картин носит название "Дебютантка".

http://3.bp.blogspot.com/_LIu5sx3882I/TNdGPDMqUCI/AAAAAAAAHgQ/8O9xgnIrH4k/s1600/courtesanelaborateheaddress_large.jpg

http://lh3.ggpht.com/banshee206/SIoitfi_8GI/AAAAAAAAE5Y/C5y6myTnN60/s800/debutante.jpg
Дебютантка.

http://farm5.static.flickr.com/4147/4992039799_65b5501c33.jpg
Two Courtesans with fantastic Hair-styles and Hats. 1796-1800


Эротические рисунки Фюсли не просто открыто изображают половые органы, но и воспроизводят соответствующую символику. Часто под фаллосы и вагины стилизованы элементы декора или отдельные элементы (одна из куртизанок, та что с пером, изображена с прической, композиционно выстроенной как образ вагины).

И вот такая эротика. БДСМ в первую брачную ночь... острые предметы в рруках... как-то жутковато...

http://4.bp.blogspot.com/_LIu5sx3882I/TNdGRCg8y1I/AAAAAAAAHgY/1id3nSsamjw/s1600/eroticscenemanthreewomen_large.jpg
"Erotic Scene with a man and three women".

http://3.bp.blogspot.com/_LIu5sx3882I/TNdGb4_GXlI/AAAAAAAAHhA/afr-AP8KnhU/s1600/hephaestus_large.jpg

http://2.bp.blogspot.com/_LIu5sx3882I/TNdGUcxJXXI/AAAAAAAAHgo/FdqM3fQnZPg/s1600/Henry_Fuseli-464px-Johann_Heinrich_Fussli_047.jpg
Kriemhilde and Gunther. 1807.

http://4.bp.blogspot.com/_LIu5sx3882I/TNdGONEzoZI/AAAAAAAAHgM/kMAQDMu22Iw/s1600/brunhildguntherceiling_large.jpg
"Brunhild Watching Gunther Suspended from the Ceiling on their Wedding Night"

http://lh3.ggpht.com/banshee206/SIoi7PwkITI/AAAAAAAAE5w/h8QcL4u3SZw/s800/womantorturingsmallman_large.jpg


Использовала материал отсюда В.Шестаков "Генри Фюзели: дневные мечты и ночные кошмары". 2002.
Вот еще хорошая подборка его кошмаров.
На пост меня подбила [livejournal.com profile] angelinprada. Еще про Фелисьна Ропса жди, дорогая) тоже чудовище еще то...

(no subject)

Date: Feb. 21st, 2011 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] ann-duglas.livejournal.com
Жуть. Но картины реально хороши, хотя и безумны)

(no subject)

Date: Feb. 21st, 2011 08:40 pm (UTC)
From: [identity profile] black-konstansa.livejournal.com
ага. их надо в большом пиксельном разрешении смотреть. чудовищные лица...
поэтому дала крупно фрагменты.

(no subject)

Date: Feb. 21st, 2011 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] melhior-a.livejournal.com
ты размещала картины по принципу: чем дальше, тем страшнее, да?
вот вечно мы любим прекрасное в ужасном. это я к тому, что в этих картинах что-то есть, блин. хоть и ужас-ужас, конечно

(no subject)

Date: Feb. 21st, 2011 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] black-konstansa.livejournal.com
Ну я скорее иллюстрировала текст, который сначала нашуршала в инете. картины потом подбирала.

вообще, ужос-ужос... но притягательно. талантлив чертовски! не оторваться.

(no subject)

Date: Feb. 21st, 2011 09:15 pm (UTC)
From: [identity profile] melhior-a.livejournal.com
есть такое дело.
офф: жж дурит не по-деЦки. коммент с css получила? А то и уведомления днём не ходили вроде.

(no subject)

Date: Feb. 21st, 2011 10:15 pm (UTC)
From: [identity profile] black-konstansa.livejournal.com
я днем тут не была. получила)
но еще не испробовала)

PS я уже отписала в коментах к тортикам, что с меня, прикинь, с меня, в моем журнале капчу запросили...
не я одна. там линк есть от френдессы, че у нее делается. чудеса... и леший бродит...

(no subject)

Date: Feb. 21st, 2011 10:21 pm (UTC)
From: [identity profile] melhior-a.livejournal.com
Я уг час иль 2 как злобный пост наколупала! Потому как полный абзац, что делается. Энн грит, надо нечто феерическое ожидать

(no subject)

Date: Feb. 21st, 2011 10:26 pm (UTC)
From: [identity profile] black-konstansa.livejournal.com
а че такое?
ушшла к тебе. читать злобное.

(no subject)

Date: Feb. 21st, 2011 09:54 pm (UTC)
From: [identity profile] a-poli.livejournal.com
Как интересно!

(no subject)

Date: Feb. 21st, 2011 10:16 pm (UTC)
From: [identity profile] black-konstansa.livejournal.com
очень впечатляет. мне страшнее Босха.

(no subject)

Date: Feb. 22nd, 2011 01:33 am (UTC)
From: [identity profile] lubywkina.livejournal.com
Страшно, но что то в этом магическое есть, какой то кайф непонятный.
*сама себе* может я извращенка ?

(no subject)

Date: Feb. 22nd, 2011 09:05 pm (UTC)
From: [identity profile] black-konstansa.livejournal.com
да неее... если б я умела рисовать, тоже ночные кошмары бы изобразила. бывает такооооое...
но у меня ближе к Мунку. когда образы растекаются и плывут.

(no subject)

Date: Feb. 22nd, 2011 09:31 pm (UTC)
From: [identity profile] lubywkina.livejournal.com
В студенческие годы я проходила практику в институте Сербского,наш руководитель говорил, что страшные и кошмарные сны надо обязательно записывать и рисовать, как можете так и рисуйте.
Я одно время этим занималась, это оказалось так "увлекательно", что я поймала себя на мысли что так недолго и самой стать пациентом клиники))
Так, что у Мунка, похоже был хороший психоаналитик и он надоумил его рисовать.
Кстати таких примеров много, тот же Чорлнис, там вообще беда)) и картины и музыка.

(no subject)

Date: Feb. 23rd, 2011 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] black-konstansa.livejournal.com
я иногда записываю странные сны.
как-то открыла файл и ужаснулась) неужто это все я...
даже и не смогла вспомнить))) а ведь было так четко все)))

(no subject)

Date: Feb. 22nd, 2011 05:06 am (UTC)
From: [identity profile] sanna-777.livejournal.com
Художник прекрасный...но ведь больной же абсолютно человек!!!

(no subject)

Date: Feb. 22nd, 2011 09:11 pm (UTC)
From: [identity profile] black-konstansa.livejournal.com
а Босх здоров? А Пикассо? Гойя? Ропс?
Босх вообще нереальный АдЪ. У этого хоть ночные кошмары и эротические фантазии. Все ближе к жизни))

Но краски и лица... пострашнее адовых.

(no subject)

Date: Feb. 22nd, 2011 06:34 am (UTC)
From: [identity profile] timkina-bo.livejournal.com
А я вспомнила и Босха и Гойю. Правда, у Гойи кошмары почти без эротики. Спасибо, я открыла для себя новое имя.

(no subject)

Date: Feb. 23rd, 2011 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] black-konstansa.livejournal.com
Я думаю, они все эротикой баловались.
Даже Брюллов)) И пикассо тоже. причем, не кубическим, а вполне нормальным изображением.
Но вот чтоб так жОстко...

(no subject)

Date: Feb. 22nd, 2011 06:51 am (UTC)
From: [identity profile] fraya-pwt.livejournal.com
Лица жуть, правда же. Но что-то в этом есть) Притягательное, как во многих кошмарах))

(no subject)

Date: Feb. 22nd, 2011 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] black-konstansa.livejournal.com
Такида. невозможно оторваться.
мне много страшнее Босха кажется...

Босх для меня как бы нечто несуществующее, мифическое. а тут реал такой...

(no subject)

Date: Feb. 22nd, 2011 01:15 pm (UTC)
From: [identity profile] onv-1.livejournal.com
Спасибо за открытие нового для меня имени.
Дааа, кошмарный талант!

(no subject)

Date: Feb. 23rd, 2011 07:47 am (UTC)
From: [identity profile] black-konstansa.livejournal.com
ужас-ужас. вот ведь даже от людей шарахался, бедняга...

(no subject)

Date: Feb. 22nd, 2011 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] feline34.livejournal.com
*прищурившись* информацио откуда надыбала? Я когда о нем писала - в Вике ничего такого не нашла.
Спасибо!

(no subject)

Date: Feb. 22nd, 2011 09:04 pm (UTC)
From: [identity profile] black-konstansa.livejournal.com
Инфу гуглила. лениво все указывать. целый список будет.
в основном, иностранные сайты переводила через Google translater.
а потом уже наткнулась на пару постов в жж и оттуда кое-что взяла. напр, портрет его жены.

твой пост не помню что-то. кинь линк)

(no subject)

Date: Feb. 23rd, 2011 06:38 am (UTC)
From: [identity profile] feline34.livejournal.com
Поняня, я только из Вики инфу переводила :)
У меня про него тут: http://feline34.livejournal.com/309520.html

(no subject)

Date: Feb. 23rd, 2011 07:47 am (UTC)
From: [identity profile] black-konstansa.livejournal.com
Я вспомнила. я даже в обзор твою пинакотеку давала.

а пару месяцев назад френдесса про Фюссли напомнила, я поставила в закладки и сделала пост. Неделю копала. так увлеклась)))

(no subject)

Date: Feb. 23rd, 2011 08:43 am (UTC)
From: [identity profile] angelinprada.livejournal.com
меня всё продолжает удивлять тот, факт с каким упорством он стремился на церковную службу)) троянский конь)

(no subject)

Date: Feb. 23rd, 2011 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] black-konstansa.livejournal.com
он хотел изгонять из себя бесов))
уповал на божью помощь в глубине души.
а представь, каково ему было с этим жить...

(no subject)

Date: Feb. 23rd, 2011 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] hakuchu.livejournal.com
да.... впечатляет..
какие лица, ух...

(no subject)

Date: Feb. 23rd, 2011 03:39 pm (UTC)
ext_457535: (Default)
From: [identity profile] zolotayakoshka.livejournal.com
Потрясающий талант. Но абсолютно безумен, да.

(no subject)

Date: Feb. 23rd, 2011 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] black-konstansa.livejournal.com
А мадам у него хорошенькая. не какая-нибудь там чувырла.
Может, он тихий и смирный в жизни был...
Вон у нее какой взгляд. довела мужика...

(no subject)

Date: Feb. 23rd, 2011 04:13 pm (UTC)
ext_457535: (Default)
From: [identity profile] zolotayakoshka.livejournal.com
Кстати, возможно все эти фантазии по женщин опасных и не фантазии вовсе...

(no subject)

Date: Feb. 23rd, 2011 04:35 pm (UTC)
From: [identity profile] black-konstansa.livejournal.com
Мне так показалось)
что был он сладострастник и предпочитал женщин-госпожей, доминанток, которые бы его мучили.
ну а втайне, чтобы компенсировать унижение, изображал их вот такими ведьмами, с искаженными лицами. Знаешь, как дети страшилки преувеличивают))
А может, очень хотел, но боялся Мадам Фюссли. Что оставалось? только рисовать желаемое))

Но точно был робок, раз избегал взгядов и скрывался в углу.

(no subject)

Date: Feb. 25th, 2011 07:31 pm (UTC)
From: [identity profile] vvvphoenix.livejournal.com
О как. Оказывается Старику Фрейду было у кого учиться. А я об этом парне ваще никогда не слышал (но живопись - не мое). Пойду ка я тут еще у тебя поброжу....

(no subject)

Date: Feb. 25th, 2011 09:47 pm (UTC)
From: [identity profile] black-konstansa.livejournal.com
Ну не может такого быть чтоб уж совсем никто не зацепил) ты просто не шуршал)